Оценка стоимости бизнеса в денежном выражении на определенную дату в условиях конкретного рынка.

Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса — это совокупность действий по расчету и обоснованию цены бизнеса на определенную дату в условиях конкретного рынка.

Заказчиками оценочных работ могут быть:

  • Государственные структуры
  • Контрольно-ревизионные органы
  • Управленческие структуры
  • Банки
  • Страховые компании
  • Частные лица владельцы бизнеса
  • Инвесторы
  • т.п.

Заказчики оценочных работ определяют цели оценки. В зависимости от цели и набора учитываемых факторов, оценщик рассчитывает различные виды стоимости.

Процесс оценки стоимости бизнеса

Оценщик должен выполнить ряд операций, зависящих от цели оценки, характеристик бизнеса и выбранных методов.

Операции общие для всех случаев оценки стоимости бизнеса:

  1. Заключение договора
  2. Определение цели оценки
  3. Выбор вида стоимости, подлежащего расчету
  4. Обоснование методов
  5. Сбор и обработка данных для расчета
  6. Расчет стоимости
  7. Внесение поправок
  8. Выведение итогового результата
  9. Проверка и согласование полученных результатов
  10. Составление отчета

Оценщик руководствуется целью оценки. Грамотная формулировка предмета и цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости и выбрать метод оценки. Так, например, стоимости функционирующего бизнеса и ликвидируемого бизнеса рассчитываются разными методами.

Цели оценки бизнеса

Цель оценки — определение стоимости оцениваемого объекта. Вид стоимости указывается в задании с учетом планируемого использования результата оценки.

Результатом является стоимость бизнеса. Он может быть использован для определении сторонами цены при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой отчетности, реорганизации юридических лиц, приватизации имущества, разрешении имущественных споров, в иных случаях.

Чаще всего оценка предприятий выполняется в следующих целях:

  • Подготовить предложения по цене купли-продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвидными акциями.
  • Следить за рыночной ценой закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым нет иного способа получить надежную информацию об их рыночной цене.
  • Выкуп паев (акций) в закрытых компаниях при выходе из их состава одного из акционеров (учредителей).
  • Проверить, насколько независимы от случайных и временно действующих факторов текущая рыночная котировка акций открытой компании с достаточно ликвидными акциями. Это помогает стратегическим инвесторам принять более обоснованное решение о покупке или продаже контрольных пакетов такой компании.
  • Эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами.
  • Подготовка к продаже приватизируемых предприятий (включая продажу пакетов их акций, оставшихся в собственности государства).
  • Подготовка к продаже обанкротившихся предприятий.
  • Обоснование вариантов санации предприятий банкротов.

Виды стоимости:

  • Рыночная

    Наиболее вероятная цена, по которой оцениваемый бизнес может быть продан на свободном рынке. То есть, в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются обстоятельства чрезвычайного характера.

  • С ограниченным рынком

    Цена объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или вызывает дополнительные расходы по сравнению с расходами, возникающими при продаже свободно обращающихся на рынке товаров.

  • Замещения

    Сумма расходов на производство или строительство объекта, аналогичного оцениваемому с учетом износа. Расчет выполняется в рыночных ценах, существующих на дату выполнения оценки.

  • Воспроизводства

    Сумма расходов на создание объекта, идентичного оцениваему с учетом износа, с использованием идентичных материалов и технологий. Расчет выполняется в текущих рыночных ценах.

  • При существующем использовании

    Цена, определяемая исходя из существующих на дату проведения оценки условий и целей его использования.

  • Инвестиционная

    Цена бизнеса, определяемая исходя из показателей его доходности для конкретного инвестора при заданных инвестиционных целях. В зависимости от планируемого инвестиционного дохода, цена может быть как ниже рыночной, так и выше.

  • Для целей налогообложения

    Стоимость оцениваемого объекта, определяемая в целях расчета налоговой базы и исчисляемая в соответствии с положениями нормативных актов налогового законодательства.

  • Ликвидационная

    Цена объекта в случае, если он должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов. При определении ликвидационной стоимости в отличие от рыночной учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект на условиях, не соответствующих рыночным.

  • Утилизационная

    Стоимость оцениваемого объекта, равная суммарной рыночной стоимости материалов, которые он включает, с учетом расходов на утилизацию.

Подходы к оценке стоимости бизнеса

Существует три основных подхода: доходный, рыночный (сравнительный), затратный (имущественный).

При выборе подхода надо учитывать цели оценки, предполагаемое использование результатов, полноту и достоверность исходной информации.

  • Доходный подход — набор методов, основанных на прогнозировании будущих доходов от оцениваемого бизнеса.

    Доходный подход применяют при наличии достоверной информации, позволяющей прогнозировать будущие доходы и расходы. Цена предприятия определяется на основе доходов, которые в будущем получит владелец, включая выручку от продажи имущества, ненужного для получения этих доходов.

    В рамках доходного подхода применяют методы, основанные на дисконтировании (приведении к текущему значению) денежных потоков и капитализации дохода.

  • Рыночный (сравнительный) подход — совокупность методов, основанных на получении цены объекта оценки путем сравнения с объектами-аналогами.

    Рыночный подход применяют, когда есть достоверная и достаточная для анализа информация об объектах-аналогах, их ценах и характеристиках. При этом могут быть использованы как цены совершенных сделок, так и цены предложений.

    В рамках сравнительного (рыночного) подхода применяют методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке оцениваемого объекта.

    Стоимость бизнеса определяют на основании стоимости сопоставимого бизнеса. Данные берут с существующего рынка сопоставимых объектов собственности. При этом необходимо провести соответствующую корректировку данных.

  • Затратный (имущественный) подход — набор методов, основанных на определении затрат, необходимых для покупки, создания либо замещения оцениваемого объекта с учетом износа и устареваний.

    Имущественный подход обычно применяет в тех случаях, когда наличиствует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, создание либо замещение объекта оценки.

    В рамках имущественного (затратного) подхода применяются методы, основанные на определении расходов на создание точной копии оцениваемого объекта или объекта, имеющего аналогичные полезные свойства. Критерии признания объекта точной копией или объектом, имеющим сопоставимые полезные свойства, определяются федеральными стандартами, задающими требования к проведению оценки отдельных видов объектов оценки и (или) для специальных целей.

    Стоимость бизнеса определяется на основании суммы рыночной или ликвидационной стоимости его активов, за вычетом кредиторской задолженности и заемного капитала предприятия.

 Сохраните адрес сайта и контакты    QR Code адреса и контактов. См. ссылку Контакты