8 основных методов оценки стоимости бизнеса.

Методы оценки стоимости бизнеса

Существует 8 основных методов оценки стоимости. Выбор конкретного метода зависит от того, в расчете на какой сценарий развития бизнеса делается оценка.

Могут быть два принципиально отличающихся сценария:

  • Предприятие продолжит функционировать. В этом случае выполняется оценка предприятия как действующего. При этом используется доходный подход или сравнительный (рыночный) подход и методы оценки стоимости этих подходов.
  • Бизнес будет прекращен. В этом случае выполняется оценка ликвидационной стоимости. Используется затратный подход и методы оценки этого подхода.

Сценарий 1. Предприятие продолжит функционировать

Доходный подход. Методы оценки стоимости

Этот подход предполагает, что рыночная стоимость бизнеса определяется будущими доходами, которые можно получить, продолжая бизнес.

При этом в оценку бизнеса не должна включаться стоимость того имущества, которое имеется на предприятии, и служит для продолжения бизнеса и существования предприятия как действующего. Включить рыночную стоимость имущества в оценку предприятия можно в случае продажи такого имущества, но продолжать бизнес, который основан на этом имуществе, будет невозможно. Это противоречит начальному предположению об оценке предприятия как действующего.

Если на оцениваемом предприятии есть активы, которые в дальнейшем не планируется использовать, и их можно продать, то планируемая выручка от продажи таких активов включается в оценку.

Полученная стоимость корректируется на величину избытка (недостатка) оборотного капитала.

Метод дисконтирования денежных потоков

Основан на прогнозировании денежных потоков от оцениваемого бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке, которая соответствует ставке доходности, требуемой инвестором.

Так как речь идет о будущих потоках, а оценка производится по состоянию на текущий момент, нужно привести будущую стоимость денежных потоков к стоимости на текущий момент. Дисконтирование денежных потоков — это приведение стоимости потоков платежей, ожидаемых в будущем в разные моменты времени, к стоимости на текущий момент времени. Дисконтирование является операцией обратной к вычислению сложных процентов. Оно выполняется по процентной ставке, называемой ставкой дисконтирования.

В рамках доходного подхода метод дисконтирования денежных потоков используется на начальном (прогнозном этапе). На этом этапе предполагается, что доходы нестабильны и могут изменяться вследствие перестройки бизнеса, например:

  • Рост доходов за счет более эффективного использования имеющихся мощностей.
  • Реализация инвестиционных проектов. В этом случае может ожидаться как снижение доходов с последующим их увеличением за счет введения новых производственных линий, так и монотонное увеличение, если выполнение инвестиционного проекта не сопровождается сокращением действующего производства.

Метод капитализации

Суть метода капитализации заключается в определении средней величины доходов и ставки капитализации, на основе которой оценивается цена компании.

Стоимость = [Доход] / [Ставка капитализации]

Ставка капитализации может быть вычислена несколькими способами.

Существуют две разновидности этого метода.

  • Метод капитализации неопределенно длительного постоянного дохода. При этом считается, что ожидаемые доходы постоянны и срок их получения — неопределенно длительный. Величину доходов обычно вычисляют как среднее значение за период на ряде периодов с относительно постоянной величиной.
  • Метод капитализации постоянного дохода, получаемого в течение ограниченного срока (модели Инвуда, Хоскальда, Ринга). Оценка бизнеса может оказаться более точной, если убрать допущение о неограниченно длительном сроке жизни бизнеса. Тогда бизнес оценивается как приносящий некоторый постоянный (на уровне среднего) доход, однако количество периодов, в течение которых можно получать доход фиксировано.

Cравнительный (рыночный) подход

Основан на сравнении оцениваемого бизнеса с аналогами, чья рыночная цена известна. Полученная стоимость далее корректируется с целью учета специфики оцениваемого объекта. Другое название рыночный подход. Включает три метод оценки стоимости: рынка капитала, сделок, отраслевых коэффициентов.

При проведении оценки методом рынка капитала и методом сделок надо выбрать компанию-аналог. Ее цена будет принята за основу при расчете стоимости оцениваемого бизнеса.

На первом этапе выполняют предварительный отбор:

  • Компания-аналог должна работать на том же рынке.
  • Компания-аналог должна быть сходной по размеру. Нет смысла сравнивать компании у которых валюта баланса отличается в десятки.

На втором этапе выполняют более подробный отбор. Надо подобрать для сравнения компанию наиболее близкую по структуре капитала и уровню доходности. Удобнее всего это делать на основании соответствующих финансовых коэффициентов, вычисляемых по балансу и отчету о прибылях и убытках (отчету о финансовых результатах) в формате МСФО или в формате РСБУ (Россия).

Метод рынка капитала

Основан на использовании цен, сложившихся на фондовом рынке. Базой для сравнения служат цены акций, сформировавшиеся в результате продаж мелких пакетов акций. В чистом виде используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок

Основан на использовании цен покупки предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Сфера применения — оценка контрольного пакета или 100% пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов (отраслевых соотношений)

Объекты оценки — типовые предприятия малого бизнеса, такие как кафе, пекарни, бензозаправочные станции, рекламные агентства и т.п.

Базируется на использовании соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами (обычно выручкой, операционной или чистой прибылью). Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными организациями в условиях стабильного рынка на основе длительных наблюдений.

Стоимость выражается следующей формулой

Стоимость бизнеса =
Коэффициент * Выручка (или прибыль) за некоторый период, зависящий от вида бизнеса
+ Запасы (опционально)
+ Стоимость оборудования (опционально)
+ Стоимость лицензии (опционально)

Сценарий 2. Бизнес будет прекращен

Затратный подход. Методы оценки стоимости

Затратный подход заключается в оценке рыночной цены свободного от долгов имущества предприятия. За основу берут стоимость всех активов предприятия — материальных (реальных и финансовых) и нематериальных, независимо от того, как они отражены в бухгалтерском балансе предприятия.

Балансовая стоимость активов не может быть взята за основу оценки по следующим причинам:

  • Со времени создания или покупки актива могли измениться рыночные цены на аналогичное имущество.
  • При разных способах амортизации (равномерной, ускоренной или замедленной) остаточная стоимость зависит от того, как в предыдущие годы определялись амортизационные отчисления.
  • Инфляция, накопившаяся за период после постановки имущества на баланс, могла обесценить актив.

Стоимость оцениваемого бизнеса определяется как разница стоимости активов и обязательств.

Метод чистых активов

Сферы применения:

  • Компания находится в состоянии банкротства или высока вероятность прекращения деятельности.
  • Компании не имеющие данных о прибыли в предшествующие периоды, в том числе новые.
  • Компании с высоким уровнем фондоемкости
  • Холдинговые и инвестиционные компании

Этапы оценки:

  • Машины и оборудование, недвижимое имущество оцениваются по обоснованной рыночной стоимости.
  • Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
  • Определяется рыночная стоимость финансовых вложений.
  • Дебиторская задолженность оценивается с учетом возможности получения и переводится в текущую стоимость (дисконтируется).
  • Обязательства переводятся в текущую стоимость (дисконтируются).

Метод ликвидационной стоимости (упорядоченная ликвидация)

Этапы оценки в основном совпадают с этапами метода чистых активов. Но при этом часть нематериальных активов (например, гудвилл) теряет свою стоимость.

Кроме того, должны быть учтены расходы, связанные с продажей: оплата услуг юристов, посредников и т.п., и расходы на охрану имущества предприятия после прекращения деятельности.

Метод ликвидационной стоимости (ускоренная ликвидация)

Этапы оценки в основном совпадают с этапами метода чистых активов, но при этом:

  • Часть нематериальных активов (например, гудвилл) теряет свою стоимость.
  • Рыночная стоимость имущества при форсированной продаже может быть значительно ниже.
  • Стоимость дебиторской задолженности с учетом возможности ее получения сильно уменьшается.

Должны быть учтены расходы, связанные с продажей: оплата услуг юристов, посредников и т.п. Однако, расходы на охрану имущества предприятия после прекращения деятельности могут быть значительно ниже чем при упорядоченной ликвидации.

 Сохраните адрес сайта и контакты    QR Code адреса и контактов. См. ссылку Контакты